18.04.2019
Первый
класс – это важный этап в жизни каждого ребенка. Подготовку к школе не стоит
откладывать на последний момент. Уже сейчас стоит выяснить, если у будущего
первоклассника все необходимые навыки.
Психологическая готовность ребенка к
школе проявляется в определенном
развитии мотивационной,
произвольной, интеллектуальной и речевой сферы.
К концу дошкольного возраста у детей
появляется учебная мотивация. Это выражается в том, что ребенок 6-7 лет хочет
удовлетворить потребности в знаниях, а также занять новое место в социуме,
сделать первый шаг на пути к взрослой жизни. Формируется новообразование –
«внутренняя позиция школьника». Для ребенка становится важным оценивание
значимыми взрослыми: «Я правильно сделал? Какую оценку мне поставите?». И таким
взрослым становится первый учитель, авторитет которого особенно в первом
классе, становится выше авторитета родителей. Не стоит обижаться на это. На ваши
замечания и попытки помочь, Вы услышите:
«Ты не правильно говоришь, нам учительница по-другому объяснила». Проявите
терпение и такт, ведь поддержка и эмоциональная чуткость просто необходимы новоиспеченному
первокласснику.
Для успешного обучения в школе необходим
достаточный уровень развития произвольной сферы. Очень важно умение
контролировать поведение. Теперь придется делать не только то, что хочется в
данный момент, но и выполнять не очень привлекательные задания. Ребенок должен
быть готов к соблюдению определенных требований: нельзя разговаривать во время
урока, ходить по классу, выкрикивать с места и многие другие «нельзя».
Произвольная
регуляция действий, в частности работа по образцу и по правилу, одновременно
характеризует развитие интеллектуальной сферы. Ребенок должен обладать хорошей
обучаемостью, которая включает два этапа интеллектуальных операций: усвоение
нового правила работы, например, для решения задачи, и перенос усвоенного
правила на аналогичные задания.
Речь
дошкольника тоже «говорит» об уровне его интеллектуального развития. Одна из
причин плохо развитой речи – это слабый фонематический слух. Ребенок не
различает фонем, что приводит к неправильному произнесению и, как следствие, к
неправильному написанию слов. Для будущих первоклассников важно умение выделять
на слух различные звуки в словах, поскольку современная методика обучения
чтению стоится на основе звукового анализа слова.
О мотивационной готовности ребенка к школе можно судить по
следующим проявлениям:
1.
Ребенок хочет идти в школу и с
удовольствием обсуждает эту тему.
2.
Проявляет любознательность, интересуется
вещами, которые ему непонятны.
3.
Любит, когда ему читают книги и с
удовольствием их слушает.
4.
Длительное время может самостоятельно
заниматься конструктором, лепкой, рисованием.
5.
Не боится сделать ошибку при освоении чего-то
нового, одновременно проявляя настойчивость и упорство пи овладении этим
навыком.
6.
Стремиться заслужить похвалу значимого
взрослого, выполняя какое-то задание.
О
интеллектуальной готовности говорят следующие умения:
1.
Воспроизводить образцы. Очень важно, чтобы ребенок мог скопировать
постройку из конструктора, образец из мозаики, срисовать картинку или
раскрасить по образцу, воспроизвести ритм, скопировать движение. На этом умении
строится большая часть работ в первом классе.
2.
Играть в сюжетно-ролевые игры и в игры с правилами. Ребенок должен
подчинять поведение правилам игры, уметь принимать на себя ту или иную роль. В
будущем это поможет легко войти в роль ученика, который подчиняется
определенным правилам поведения на уроке, перемене, в столовой.
3.
Аккуратно раскрашивать картинки цветными карандашами, не выходя за контур.
4.
Отгадывать загадки.
5.
Классифицировать предметы по существенным признакам: что относится к
предметам одежды, к посуде, мебели, транспорту и так далее.
6.
Слушать книги и отвечать на вопросы о прочитанном.
7.
Рассказать о том, что прочитал в книге, увидел в мультфильме или что
случилось на прогулке.
8.
Составлять рассказ по картинке и по серии последовательных сюжетных
картинок.
9.
Задавать вопросы и отвечать на вопросы.
10.
Выделять звуки в словах.
Если ребенок умеет все это делать, то вы можете быть уверены, что он психологически готов к школе и сможет справиться с программой обучения в первом классе.
Список
литературы:
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга
для родителя будущего первоклассника. - Екатеринбург, У - Фактория-2006
2. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.,
1994.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.:
Смысл, 2011.
4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.:
Академический проект, 2010.
5. Гуткина
Н.И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академический Проект,
2000.
6. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего
дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3-4.
Иваева Н.М.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.04.2019
Дата обновления: 18.04.2019
Дата публикации: 18.04.2019