Гендерный подход в музыкальной деятельности у дошкольников

15.02.2019

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры  гендерных  взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни. В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.

В ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей дошкольного возраста. Ведётся она в детском саду планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учетом условий дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

Федеральный государственный образовательный стандарт  сейчас взывает к гендерному воспитанию, я с этим согласна полностью - на занятиях  по музыке девочки должны быть в юбочках, в платьях, мальчики в шортах, брюках, возможно, за исключением утренников: например, восточные танцы подразумевают на девочках шаровары и т.п.

На музыкальных занятиях работа по  гендерному  воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности, наиболее продуктивна и ярко выражена работа по  гендерному  воспитанию при разучивании танцев, обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, проведении праздников и развлечений. В музыкально – ритмических движенияхиспользуется дифференцированный  подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (например, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (например, хороводы, танцы со снежинками, звездами).В игре на музыкальных инструментах, можно использовать: ложки, барабаны - для мальчиков. Бубны, колокольчики, треугольники – для девочек.

Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), требующими к себе внимание.

В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.

Успешному полоролевомуразвитию способствует участие детей, обоих полов, в постановке танцев. Осуществляется и физическое развитие, понимание детьми функциональных возможностей своего тела. Корпус дети должны держать прямо, при этом, плечи опущены к лопаткам, грудную клетку слегка развернув, не запрокидывая и не опуская голову вниз, шея свободная, не напряжённая помогающая исправлению сутулости, седлообразной поясницы, асимметрии лопаток.

Существует ряд специфических различий у (мальчиков, девочек) в объяснении основных положениях, технике и манере исполнения движений:

- положение рук: у девочек - «на талии», у мальчиков - «на поясе».

- специальные движениядля мальчиков - глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки. У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы.

- манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков манера исполнения - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная.

Интеграция различных видов искусства:  музыки , хореографии, элементов театрализации, игры, способствует  гендерному  воспитанию и культуры поведения в современном обществе.

Неоценима роль родителей в воспитании мальчиков и девочек. Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т.д. Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии. Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Родители и педагоги стремятся развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу - моделью поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.Хочу такой сайт

Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Сотрудничество разных специалистов ДОУ по гендерному  воспитанию детей объединяет усилия разных специалистов детского сада, для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.  Этим вопросом занимаются не только музыкальный руководитель, а непосредственно воспитатели и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. «Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!» В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.

                                                             

Список использованной литературы:

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.

Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.

Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М., 1988.

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании  дошкольника . М., 1987.

Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М.,1995.


Музыкальный руководитель 

Иваева Н.М.

Просмотров всего: , сегодня:

Гендерный подход в музыкальной деятельности дошкольников.docx (скачать)

Дата создания: 15.02.2019

Дата обновления: 15.02.2019

Дата публикации: 15.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».