Консультация для родителей первоклассников « Ребёнок на пороге школы»

01.01.2017

Вашему ребёнку скоро исполнится семь лет. Окончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим планомерным обучением, с пятибальной оценкой успехов и рабочей неделей в пять или шесть дней.

Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей школы, встанет рядом со сверстниками и вместе с ними войдёт в класс вслед за своей первой учительницей.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит, ребенок готов к школе?».

Предлагаем Вам в преддверии скорой встречи со школой подумать над некоторыми вопросами и ответить на них.

( вопросы на отдельных листах, для каждого родителя)

Анкета для родителей « Что такое готовность к школе?»

Выберите, на ваш взгляд правильный вариант ответа (подчеркните)

1. Как Вы думаете, что означает выражение «готовность к школьному обучению»

- умение читать, писать и считать;

- сильная и устойчивая мотивация к предстоящему обучению.

2. Что для Вас значит уметь учиться в школе?

- получать хорошие оценки;

- слушаться учителя и не шалить;

- знать и выполнять все правила школьной жизни

3. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребёнок получает в своей семье

_______________(да,нет)

В чём она Вам видится______________________________________________________________

4. Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от вашего ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями

- усилите требования и контроль к нему;

- часть обязанностей возложите на себя, освободив от них ребёнка;

- как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями

(укажите, как)____________________________________________________________________

5. Есть ли у вашего ребёнка желание учиться в школе?________________________________

Почему Вы так считаете?___________________________________________________________

6.Изучали ли Вы когда-нибудь специальную литературу по подготовке ребёнка к школе

(да, нет)______________

После того как родители заполнят (лучше дать до начала собрания, чтобы они ответили) небольшое обсуждение, кто как ответил – каково мнение родителей по заданным вопросам.

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Они считают, что если они научат детей писать и считать дот школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Желая создать основу для школьных успехов, они водят детей в школу раннего развития или занимаются дома по программе первого класса.

Убеждённость многих взрослых в том, что главная задача и детского сада и родителей – как можно лучше подготовить ребёнка к школе, сужает и обедняет его развитие. Известный педагог и детский врач Януш Корчак настойчиво подчёркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни: « чем это сегодня ребёнка хуже, менее ценно, чем завтра?... ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребёнка сегодня. Ради завтра, которое ребёнок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни».

Нельзя не согласиться и с известным детским психологом А.В. Запорожцем, отмечавшим, что «оптимальные педагогические условия для реализации возможностей маленького ребёнка, для его гармонического развития создаются не путём форсированного сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Необходимо , наоборот, широкое развёртывание и максимальное обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми».

Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего ученика.

Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводиться к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли её предпосылки, а наличием или отсутствием у него определённых знаний по предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у школьника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения.

- Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Ведь вы родители как никто другой неверное переживаете о предстоящем жизненном этапе своего ребёнка.

Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе:

 физический

 нравственный

 психологический

 мыслительный

Физическая готовность:

· Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

· Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.Хочу такой сайт

Нравственная готовность:

· Умение строить отношения с взрослым человеком.

· Умение общаться со сверстниками.

· Вежливость, сдержанность, послушание.

· Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

· Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

· Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

· Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

· Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

· Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

· Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

· Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

· Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

· Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

 Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

 Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

 Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

 Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

 Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

 Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

 Уметь находить в группе предметов «лишний»(например, из группы «одежда» убрать цветок).

 Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

 Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

 Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

 Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

 Уметь обслуживать себя.

Прежде всего родители должны знать, что подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку( обучение письму, чтению и счёту) и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребёнка в процесс школьной жизни.

Помочь родителям понять, какое содержание включает в себя «психологическая готовность», а также самостоятельно определить уровень готовности своего ребёнка к школе поможет тест, разработанный американскими психологами и адаптированный для России.

Отвечать можно : ДА/нет, «всегда», «иногда», «часто», «редко», «никогда»

Оценка развития познания

-владеет ли ребёнок основными понятиями (правый-левый, большой-маленький и т.п.)?

- способен ли ребёнок понимать простейшие принципы классификации

( например: предметы, которые могут катиться и которые не могут катиться)?

Вывод:

Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребёнку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

Готовность к школе - это физическое развитие, сформированные предпосылки учебной деятельности и желание учиться, необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».