Этапы усвоения трудных звуков у детей дошкольного возраста

25.03.2021

Этапы   усвоения трудных звуков у детей

 дошкольного возраста

Характерной особенностью усвоения звуков в раннем возрасте является неустойчивость   артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде  не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.Вначале дети усваивают  не те звуки, которые они хорошо слышат, а те,  которые им легче произнести.  Первыми  усваивается гласные звуки:

1. Звук [А], затем звуки  ] и [У], которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга; потом в их речи появляются звуки [Э]и[О].Наибольшую трудность из гласных вызывает звук [Ы].

             Этапы формирования трудных согласных  звуков происходят несколько иначе:

2. Звук [С]

            Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С.  Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

3. Звук [З]

            Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

4. Звук [Ц]

            Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

5.Звук [Ш]

            Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня

6. Звук  [Ж]

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.

К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

7. Звук [Ч] Хочу такой сайт

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасывместочасы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет чпроизносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

8. Звук [Щ]

У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савельвместо щавель .

В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.

3. Звук [Л]

Мягкий звук л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л' звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р(лаборатория). 

10. Звук [Р]

Твердый звук рпоявляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука рпроисходит через следующую системузаменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука рна й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р. Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят ркак гортанный, или грассирующий («французский» ), звук.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 3-4 годам. К 5-6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать.

Уважаемые родители! Надеюсь, ознакомившись с данным материалом  поможет вам  разобраться в динамике речевого развития вашего ребенка. Но самое главное необходимо знать, что речь – это сложный психический процесс,  который  нужно развивать с первых дней жизни.

                        Желаю вам и вашим деткам успеха!

       Учитель-логопед  МКДОУ «Бугалышский  детский сад  №2»  Соколова С.И.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.03.2021

Дата обновления: 25.03.2021

Дата публикации: 25.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».