25.03.2021
Этапы усвоения трудных звуков у
детей
дошкольного возраста
Характерной особенностью усвоения звуков в
раннем возрасте является неустойчивость
артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в
правильном виде не сразу, а постепенно,
через промежуточные, переходные звуки.Вначале дети усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а
те, которые им легче произнести. Первыми усваивается гласные звуки:
1. Звук [А], затем звуки [И] и [У], которые по своей
артикуляции наиболее отличаются друг от друга; потом в их речи появляются звуки
[Э]и[О].Наибольшую трудность из гласных вызывает звук [Ы].
Этапы формирования трудных согласных звуков происходят несколько иначе:
2. Звук [С]
Твердый звук С появляется у детей в
возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное
произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С
(однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется
произношение звука С. Иногда наблюдается
смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно
продолжать работу над четким и ясным произношением звука.
3.
Звук [З]
Появляется звук З на втором году
жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу
третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение
артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу
четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.
4.
Звук [Ц]
Усвоение звука Ц проходит такие
промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок
– цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех
детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и
заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у
некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно
большинством малышей.
5.Звук
[Ш]
Шипящий звук Ш появляется обычно на
третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со
свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может
наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда
четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и
звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого
уровня
6.
Звук [Ж]
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети
произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо
«жук». В 4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети
испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими
звуками.
Появляется в 2 года 3 месяца. Но
некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасывместочасы.
В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают
трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими
звуками. В 5-6 лет чпроизносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц,
щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.
8. Звук [Щ]
У некоторых детей появляется в 2
года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым
свистящим: «сенок» вместо щенок, савельвместо щавель .
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда
вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его
употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может
быть и смешение: щ — ч, щ — сь.
3. Звук [Л]
Мягкий звук л' появляется на втором году
жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р.
Иногда заменяют л' звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам
появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л'. В
5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов,
насыщенных одновременно звуками л и р(лаборатория).
10. Звук [Р]
Твердый
звук рпоявляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука рпроисходит
через следующую системузаменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная
система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства
детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука рна й или
ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно
произносят звук р. Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию
кончика языка и произносят ркак гортанный, или грассирующий
(«французский» ), звук.
В
норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 3-4
годам. К 5-6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
Приходя в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах,
во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать.
Уважаемые
родители! Надеюсь, ознакомившись с данным материалом поможет вам
разобраться в динамике речевого развития вашего ребенка. Но самое
главное необходимо знать, что речь – это сложный психический процесс, который
нужно развивать с первых дней жизни.
Желаю вам и вашим деткам
успеха!
Учитель-логопед МКДОУ «Бугалышский детский сад
№2» Соколова С.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2021
Дата обновления: 25.03.2021
Дата публикации: 25.03.2021