ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И НРАВСТВЕННО – ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

01.01.2017

Наше общество находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. Старые ценности и традиции разрушены, а новые - не сформированы. Сегодня в сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству.

Поэтому назрела необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. Ведь, как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

Цель нашей работы – формирование у детей нравственно-патриотических чувств и качеств посредством этнокультурного развития.

Задача, которую мы ставим перед собой – научить детей любить землю, где родился и вырос, любить свой народ, его обычаи и традиции, уважать культуру других народов.
Мы знакомим детей с историей, бытом и фольклором русского и мордовского народов. Невозможно вырастить настоящего человека (гражданина и патриота) без знания своей истории. Любовь к большому надо прививать с малого - с любви к своей семье, к своему детскому саду, к родному городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
В своей работе мы выделили следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора (сказки, загадки, поговорки и т.д.).
3. Знакомство с русскими и мордовскими народными играми.
4. Знакомство с народным искусством.
5. Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Работу по данному направлению мы строим на основе регионального модуля программы дошкольного образования
«Мы в Мордовии живём», программы по ознакомлению детей с мордовской культурой «Валдоня», используем учебно-методическое пособие О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Для реализации программ используем такие формы работы, как экскурсии, НООД, беседы, игры, развлечения, продуктивные виды деятельности, фольклор.
В нашем детском саду функционирует мини - музей «Светёлка». Это деревянная изба, где есть печь, лавки, стол, полки, постелены самотканые половики. Здесь собраны предметы старинного народного быта (мордовского и русского) – самовар, чугунки, деревянные вёдра с коромыслом, ухват, кочерга, сундук, прялка, лоскутное одеяло и многое другое. То есть воссоздана обстановка далёкого прошлого.
Многие занятия по ознакомлению с народным творчеством мы, естественно, проводим в избе (рассказывание сказок, заучивание потешек, стишков, пословиц, поговорок, именины детей и т. д.). Ставим на стол самовар с угощениями, в гости обязательно приходят любимые сказочные герои (бабушка Арина, бабушка Алдуня и др.), проводятся игры, пляски, хороводы. Дети узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари, усваивают правила гостеприимства.
Мы знакомим детей с народными праздниками. Народные традиции, как русские, так и мордовские, успешно способствуют решению разнообразных воспитательных задач своей красочностью, выразительностью, массовостью и наглядностью. Праздники вызывают у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлений, стимулируют самовоспитание. Календарно-обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений. Это народная мудрость, сохранённая в веках, и это мы стараемся передать детям. Вместе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре мы проводим такие праздники и развлечения, как «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица», Например, на «Рождество» старшие дошкольники ходят со «звездой» - славят Христа, поздравляют младших детей, сверстников, персонал детского сада колядкой (разучиваем колядки, как на русском, так и на мордовском языке); на «Святки» - гадаем; встречаем и провожаем Масленицу; на «Пасху» - красим и катаем яйца; зазываем Весну и т.д.
Народный фольклор мы стараемся использовать не только на обрядовых праздниках, но и на утренниках («Новый год» - на праздник приходят скоморохи, Царевна-лягушка, Баба-Яга, Снегурочку встречают её подружки с прялками; «День защитника Отечества» - богатыри, «8 марта» - матрёшки и т.д.).
Но самым любимым видом деятельности у детей остаётся игра. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов. В своей работе мы стараемся чаще обращаться к народным играм, как русским, так и мордовским: «Ворон», «Раю-раю», «Платки», «Горелки», «Горшки» и т.д. Народную игру, с педагогической точки зрения, отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется память и внимание, отрабатываются речевые, ритмические, интонационно-слуховые, двигательные навыки). Все игры развивают фантазию и воображение ребёнка. А это является главным двигателем развития творческих проявлений детей.
Конечно же, знакомим детей и с народным искусством. Ведь народ, создавая предметы, необходимые для труда и быта, отражал в них свою духовную жизнь, понимание окружающего мира. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно-прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, вышивке, причудливые игрушки.
Игра с русскими и мордовскими игрушками приносит детям всех возрастов большую радость. Знакомим детей с мордовскими игрушками – забавами из Подлесной Тавлы, с русской (Сергиево-Посадской, Семёновской, Полхов - Майданской) и мордовской матрёшками.
Малышам рассказываем о красоте, яркости, особенностях игрушки. Матрёшка – частый гость на музыкальных занятиях, где у каждой матрёшки свой голосок, своя песенка, (т.е. развиваем у детей звуковысотный слух), слушаем русские и мордовские народные песни. Дети пляшут, поют для матрёшек. Проводим сюжетную утреннюю гимнастику «Матрёшки». Матрёшка часто приходит к малышам на праздники и развлечения.
Старшие дети сравнивают матрёшек по форме, росписи. Знакомим ребят с историей возникновения матрёшки, мастерами. Дети вырезают из бумаги и раскрашивают плоскостные фигурки матрёшек, лепят их из глины, расписывают. На занятиях по развитию речи, в свободной деятельности дети описывают матрёшек, пробуют составлять небольшие рассказы, сказки с персонажем – матрёшкой. Любимы дидактические и хороводные игры с участием матрёшки («Прятки», «Что изменилось», «Галя по садочку ходила», «Весёлая девочка Алёна» и т.д.).
Знакомим детей с Филимоновской, Торжокской, Дымковской игрушками. На занятия по изодеятельности и в повседневной жизни знакомим ребят с Городецкой, Хохломской, Гжельской росписью.
Декоративно – прикладное искусство, в том числе резьба по дереву – неотъемлемая часть культуры любого народа. В детском саду мы рассматриваем с детьми фотографии, слайды с видами Саранска, Темникова и других городов и сёл республики. Знакомим детей со способами украшения деревянных домов затейливой резьбой.
В старшей и подготовительной группах проводим экскурсии, целевые прогулки на тему «Саранск деревянный», рассматриваем с детьми украшения окон, ворот, фронтонов, делаем снимки наиболее интересных и красивых домов, элементов украшения. Потом на основе этих фотографий дети делают рисунки, в которых что-то копируют, а что-то придумывают сами.
Также учим детей делать из картона, бумаги, бросового материала дома, теремки, украшать их самодельными наличниками, воротами, башенками. Затем вместе с детьми придумываем и разыгрываем разные сюжеты, сказки, используя знания детей, их представления и игровой опыт.
Вышивка всегда была и остаётся одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа своя вышивка, не похожая на другую. Она отличается и узором, и способами вышивания, и определёнными сочетаниями цветов. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с русской и мордовской национальной вышивкой. Для этого проводим занятия, беседы, экскурсии в детскую библиотеку, Краеведческий музей, где знакомим детей не только с вышивкой, но и с историей и традициями национального костюма, учим сравнивать праздничную и повседневную одежду прошлого, сообщаем сведения о том, как и из чего раньше делали нитки, ткань.
На музыкальных занятиях дети слушают записи народных песен («Красный сарафан», «Со вьюном я хожу», «Куда наряжают девчат?» и др.), разучиваем песни, танцы, хороводы («Прялица», «А мы просо сеяли», «Во саду ли, в огороде», «Топотушки» и др.). Полученные представления закрепляем с детьми на занятиях по ручному труду: учим детей плести коврики, закладки из бумаги, проволоки, ниток, пришивать пуговицы, шить швом «вперёд иголку», вышивать «косичкой»; на занятиях по аппликации и рисованию учим детей правильному сочетанию цветов и определённым узорам, свойственным русской и мордовской национальной вышивке («Составь мордовский узор», «Наряди Татюню и Алдуню» и др.); на физкультурных занятиях, в свободной деятельности играем с детьми в русские и мордовские подвижные игры: «Челнок», «Узелок», « В холсты», «В котёл», «Ленок».
Не менее важным условием воспитания детей в национальных традициях является тесная взаимосвязь с родителями. Роль семьи – передача от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням. Поэтому изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких понятий:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.

В народной педагогике обязательно включение ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребёнка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединённые с сохранившимися народными представлениями о совершенстве личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим больше воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти- в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка,

Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте * в детском саду, семье) возможно, самое разное использование песни – от её разучивания до анализа содержания, музыки и настроения.

Детская народная песня , начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную колыбельную песню ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Всякая народная песня, в том числе и детская, позволяет любому исполнителю воспитателю, самим детям вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит её основная особенность. Второй такой особенностью является анонимность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в неё что-то своё.

Иногда в колыбельную песню превращали сказку. Для этого её переводили в простейшую стихотворную форму и исполняли на любую простую мелодию, пусть даже несовершенную, например, сказка «Кот и петух» в народе используется и как песенка:

Как однажды вдвоём

Жили кот с петухом,

Жили дружно они

В те летние дни…

Кот на охоту идёт,

Но петушка с собой не берёт… и т.п.

Песенки-забавы для самых маленьких детей (пестушки, потешки) тоже имеют нравственную направленность. Вспомним, например, «СОРОКУ»:

Сорока-ворона,

Кашку варила,

Деток кормила.

Об этой «Сороке» слышало в детстве не одно поколение малышей. Жива она и сейчас. Ею забавляют малышей, рассказывая поучительную сказку и перебирая при этом пальчики малышей. Начинают с большого пальчика, говорят, что сорока кашку «этому дала, этому дала» - и т. д. До мизинца. Мизинчик захватывают двумя пальцами и трясут его, легонько ударяя по нему, ка бы наказывая:

Этому не дала:

Пальчик с пальчик,

Зачем дров не рубил,

Избу не топил, воду не носил,

Кашу не студил,

Деток не кормил?

Шук, шук – полетели,

На головушку сели

Да подумали…

Меняется жизнь, меняется и содержание колыбельных песен, но и 5-7-летний ребёнок нет-нет, да и попросит: «мам, спой мне колыбельную».

Сегодня колыбельную песню, одну на всю страну, поёт телевизор: «Спят усталые игрушки…» По словам некоторых молодых мам, он с успехом заменяет их, освобождая минут 10, которые они раньше тратили на укачивание своего ребёнка. Грустно это слышать, потому что эти мамы не понимают, чего они лишают ребёнка. Ведь колыбельная неотделима от матери, её любящего сердца, поскольку важны не только музыка и слова, но и богатейшая гамма материнских чувств, которые, как невидимые нити, связывают самых близких людей: мать её ребёнка или педагога-воспитателя и малыша. Не случайно горцы говорят про плохого человека: «Наверное, мать не пела над его колыбелью».Хочу такой сайт

Поэтому воспитательное значение колыбельной песни для развития ребёнка должно стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах воспитателя с родителями.

Ребёнок растёт, меняется формы и тексты песенок, но главное остаётся неизменным. Например,

Хорошая песенка –

Есть на печку лесенка,

Сядь на лавочку, смотри в печь,

Как я буду блины печь.

Это не пустые слова. В них выражена основная нравственная идея – забота о ближних, трудолюбие, обязательное участия в труде даже самых маленьких детей. Или мама помогает малышу одеваться и напевает:

Прилетели пташечки,

Принесли Ване рубашечку,

Рубашечку цапли сшили,

Лягушки пуговички пришили,

А журавль поясок принёс.

Вновь слышится добрый мамин голосок и ребенок воспринимает заботу о нём, а мама продолжает петь дальше:

А Ванюшка пташечек накормит

И журавушку напоит.

Постепенно малыш начинает понимать, что забота о нём требует заботы и о других, участия в общем, деле, умения самому ответить заботой на заботу.

Такую же воспитательную роль играют и детские народные песенки:

Сею, вею я капустку мою,

Завивайся ты лиловая моя,

Ты расти, расти, капустка моя.

Уж я эту капустку соберу,

Маме с папой пирогов напеку.

Припев:

Сею, вею я капустку свою…

Дам дедуле и бабуле пирожок,

Я на супчик приготовлю кочешок.

Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказании помощи другу;. Последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; Внимание к ребёнку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых ребёнок мог бы выступать в роли помогающего другим, делающим что-то хорошее для других.

Но во всех случаях воспитатель должен помогать родителям в овладении народной мудростью в процессе воспитания, корректировать совместные усилия семьи, детского сада и ребёнка.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Есина М.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Этнокультурное развитие.docx (скачать)

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».