Экспериментирование в детском саду
01.01.2017
Ученые-педагоги утверждают, что результативность обучения человека зависит от того, насколько он вовлечен в исследование мира, который его окружает.
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Экспериментирование в ДОУ по ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
· Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
· В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
· Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
· Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
· В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?
Экспериментирование в организованной деятельности
В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
· свойств песка, глины и камня;
· свойств воды в ее различных состояниях;
· температуры.
В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.
Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
· взвешивание тяжелых и легких материалов;
· измерение длины с помощью мерок;
· наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
· изучение смешивания цветов.
Структура игры-эксперимента в организованной деятельности
В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:
· постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
· выдвижение детьми предположений;
· проверка гипотез;
· фиксация результатов и подведение итогов;
· обсуждение работы.
Экспериментирование в свободной деятельности
Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона -уголок экспериментирования, в которой размещаются:
· наборы для опытов с инструкциями-картинками;
· игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
· различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
· измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
· инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
· другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
· писчие принадлежности для фиксации результатов.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду
Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно - научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.
Экология:
· строение растений;
· условия, необходимые для жизни растений;
· размножение растений;
· опыты в огороде и цветнике;
· опытническая деятельность по сезонам;
· исследование животных.
Исследовательская деятельность о человеке:
· строение человека;
· физиология;
· гигиена.
Физические опыты в детском саду:
· движение;
· измерение;
· магнетизм;
· вещества и материалы;
· свет и цвет;
· звук.
Опыты на кухне.
Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Шурманова Жанна Викторовна,
старший воспитатель
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 26.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017