Мастер-класс для воспитателей «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
18.11.2019
Цель мастер-класса: практическое
освоение технологии ТРИЗ.
Задачи: Дать педагогам представление о
многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.
·
Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
·
Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с
детьми.
·
Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование
ТРИЗ-технологии
Ход:
Жизнь постоянно ставит
перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность,
умеющую легко разрешать возникающие проблемы?
Мы с вами хорошо
знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения
является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение
губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать
талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать
творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий
мир.
Дословно ТРИЗ — теория
решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных
инновационных педагогических технологий.
- Какая же цель ТРИЗ?
Целью использования
ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких
качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с
другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и
творческого воображения.
Девиз тризовцев –
«Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную
программу, а максимально увеличить её эффективность.
Самое главное —
обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете
объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон,
находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить
опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами,
воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
Игры ТРИЗ-технологии:
Для сплочения коллектива
можно поиграть в групповую игру.
1. Игра «Найди своих друзей»
Цель: формирование
умения выявлять признаки и функции объекта.
Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка,
цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка,
часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола;
4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже
стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в
городе.
2. Игра «Повторяка»
Уважаемые педагоги
выберете себе любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а
каждый объект имеет определенную функцию. Я – лягушка, я умею прыгать.
Предлагаю вам «примерить» эту функцию на себя. Найдите условия проявления
данной несвойственной вашему объекту функции.
Я – машинка. Я тоже
прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже
прыгаю, когда рисую точечки.
3. Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать
внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Бывают такие
рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это
происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша –
Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?
Я буду в роли Машей
(растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):
Ой! Что случилось? Я
потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают
предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом
вилкой съесть все остальное и т. д.
2 вариант. Развитие
игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные
дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу
потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается
активность всех участников.
4. Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать
воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы
(рисовать с закрытыми глазами).
Уважаемые коллеги!
Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете
рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится,
посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы
животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. Уважаемые
коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
5.Игра «Метель»
Цель: научить определять функциональное назначение объектов
Педагоги кружатся по
комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель,
словно чудо
карусель,
Все дорожки замела.
Нам в подарок принесла…
И педагог называет
любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого
укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
6. Игра «Хорошо — плохо»
старшая группа
Цель:
Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира
положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой
объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление у которых,
определяются положительные и отрицательные свойства. Предлагаю вам разделиться на две команды.
Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Весна — это:
ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички
прилетают, звери просыпаются и т. д. ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно
промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.
7. «Много
- мало»
Цель :
формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести
широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку).
Примеры
ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды
- для муравья?
Одно ведро воды
- для слона?
Одно солнце в
небе?
Один дом - для
всех людей?
Одна нога у
человека?
Одна ножка у гриба?
ИТОГ: В результате занятий с применением технологии
ТРИЗ у детей:
‒ снимается чувство
скованности,
‒ преодолевается
застенчивость,
‒ развивается
воображение, речевая и общая инициатива,
‒ повышается уровень
познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции
мышления.
‒ ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Мусихина Л.Б.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2019
Дата обновления: 18.11.2019
Дата публикации: 18.11.2019