Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план для Муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения «Бугалышский детский сад №2» (далее - МКДОУ), является нормативным
документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объѐм учебного
времени, отводимого на проведение занятий.
При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной
программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3/2.4.3590-20; Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от
14.03.2000 г. № 65/23- 16;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007
№ 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных
учреждений к определенному виду»;
- Устав МКДОУ «Бугалышский детский сад №2»;
- Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Бугалышский детский сад №2», реализующего Образовательную программу
дошкольного образования, составленную в соответствии с ФГОС ДО на основе
Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Учебный год начинается с 2 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад
работает в режиме пятидневной рабочей недели.
В 2024 - 2025 учебном году в МКДОУ функционирует 5 групп,
укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
Группа раннего возраста (от 1 до 2 лет) – 1 группа
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) -1 группа
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) -1 группа
Разновозрастная группа (от 4 до 6 лет) -1 группа
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) - 1 группа
Учебный план соответствует Уставу МКДОУ «Бугалышский детский сад №2»,
образовательной и парциальным программам. В соответствии с ФГОС ДО в ДОУ
обеспечивается право ребѐнка на качественное образование, учитываются возможности и
потребности детей, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с
учѐтом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Детский сад работает в условиях пятидневной рабочей недели, 10,5 часового рабочего дня
по базисному учебному плану на основе, реализуемой в МКДОУ образовательной
программы дошкольного образования МКДОУ в основе которой лежит Федеральная
образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 №
71847)), с использованием учебно-методического комплекса программы «От рождения до
школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др.), «Музыкальные шедевры», авторы:
О.П. Рыданова) и д.р., Нищева Н. Звуковая культура речи и подготовка к обучению
грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Особенности структурных частей учебного плана: - обязательная часть направлена
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, достижение
воспитанниками готовности к школе, а именно необходимого и достаточного уровня
развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ
начального общего образования, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность.
- часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает
реализацию образовательных программ:
1)Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественноэстетического развития детей
2) Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного
возраста «Мир Без Опасности».
Общая характеристика учебного плана
Цель деятельности учреждения: является разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том
числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и
специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Основными задачами учреждения являются:
1.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
2.
Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественноэстетического и физического развития детей;
3.
Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
4.
Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом
развитии детей;
5.
Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
Учебный план МКДОУ позволяет обеспечить развитие воспитанников в разных
видах деятельности, реализовать задачи образовательных областей ФГОС ДО для
достижения заявленных ФГОС ДО целевых ориентиров.
При разработке учебного плана учтены возрастные особенности детей, выделено
учебное время на реализацию части, формируемой участниками образовательных
отношений, в объеме не более 40% от общего объема образовательной деятельности, для
реализации обязательной части образовательной программы отведено не менее 60%
учебного времени.
Структура учебного плана организованной образовательной деятельности
Учебный день делится на три блока:
1) утренний образовательный блок включает в себя:
- самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с
воспитателем;
- утренний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога)
2) развивающий блок представляет собой:
- организованную образовательную деятельность (организованное обучение в
форме игровой деятельности);
- наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке;
3) вечерний блок включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя с ребенком;
- свободную самостоятельную деятельность воспитанников;
- образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурнооздоровительного направления.
- вечерний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога)
Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности
(непрерывной образовательной деятельности) устанавливаются в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами и требованиями:
В середине времени, отведѐнного на образовательную деятельность, проводятся
физкультурные минутки, динамические паузы, двигательные разминки. При
необходимости предусматриваются перерывы между периодами непрерывной
образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
может осуществляться во второй половине дня после дневного сна (с детьми младшего
дошкольного возраста допускается осуществлять образовательную деятельность на
игровой площадке во время прогулки).
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В структуре учебного плана выделена обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных потребностей детей, которые конкретизируются в расписаниях занятий
каждой возрастной группы.
Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на
освоение основной образовательной программы дошкольного образования, и
предполагает комплексный подход, обеспечивая развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях за счет организации разнообразных видов
детской деятельности.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не
более 40% от общего объема, отводимого на освоение детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана,
формируется участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей в
одной или нескольких образовательных областях (социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое, познавательное развитие), видах деятельности и культурных
практиках, используются разнообразные методики, формы организации образовательной
деятельности и технологии с учетом индивидуальных особенностей детей и возможностей
учреждения.
В соответствии с ФГОС ДО, учебный план обеспечивает развитие детей в пяти
взаимодополняющих образовательных областях (модулях):
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие» и реализуется через девять видов деятельности: игровая,
включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная,
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями).
В образовательных модулях указан основной вид деятельности, при этом педагогу
можно использовать разнообразные виды деятельности в качестве дополнения и/или
повышения эффективности:
- познавательное развитие: познавательно-исследовательская деятельность;
- речевое развитие: речевая и коммуникативная деятельность;
- физическое развитие: двигательная деятельность; - художественно-эстетическое
развитие: изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование), конструктивная
деятельность, музыкальная деятельность;
- социально-коммуникативное развитие: игровая, коммуникативная, речевая.
В учебном плане предложено распределение основных видов деятельности,
которые могут быть реализованы через предусмотренные основной образовательной
программой формы организации деятельности, в том числе комплексные и/или
интегрированные.
Максимально допустимый дневной объѐм образовательной нагрузки:
- в группе раннего развития – 20 минут,
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей группе – 75 минут (50 минут утром + 25 минут во второй половине
дня),
- в подготовительной группе – 90 минут.
В группах старшего дошкольного возраста также возможно проведение занятий во
второй половине дня, продолжительность – 25-30 минут (эти занятия могут быть
дополнительными или коррекционно-развивающими).
Занятия:
1. Задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить
усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказывался в ситуации
успеха.
2. Соответствуют деятельностному подходу, то есть опираются на детские смыслы и
интересы, специфически детские виды деятельности, чтобы дети были активными,
заинтересованными участниками процесса.
3. В занятиях соблюдается принцип возрастного соответствия, то есть на занятиях
учитываются возрастные особенности развития детей и опираются на ведущий вид
деятельности.
4. Занятие строиться на принципах развивающего обучения, то есть работа
направлена не столько на накопление знаний детей, сколько на развитие умения
думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения
5. При подборе материала для занятий учитывается принцип культуросообразности,
то есть используется материал, отвечающий культурно-историческим ценностям
и традициям народов РФ.
Учебный план МКДОУ «Бугалышский детский сад №2»
(распределение учебной нагрузки по образовательным областям и видам деятельности)
Образовательная область/
Основные виды деятельности
детей
Группа раннего
возраста(1-2года)
10мин
1 младшая группа
(2-3 лет)
2 младшая группа
(3-4 лет)
Разновозрастная
группа (4-6 лет)
15 мин
20 мин
25 мин
Обязательная часть основной образовательной программы
неделя месяц год неделя месяц год неделя месяц год неделя месяц год
Физическое развитие (двигательная деятельность)
Подготовительная
группа (6-7 лет)
30 мин
неделя месяц
год
Физическая культура (основная
12
2+1
2+1
гимнастика, подвижные игры,
3
12
108
3
108
3
12
108
12
108
12
108
Ул
Ул
спортивные упражнения)*
Формирование основ здорового
Осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности взрослых и детей
образа жизни
Реализуется в форме праздников, развлечений, спортивных игр
Активный отдых
Речевое развитие (речевая деятельность)**
Речевое развитие
(формирование словаря,
1
4
36
0,5
2
18
0,5
2
36
1
4
36
1
4
36
звуковая культура речи,
грамматический строй речи,
связная речь)
Подготовка к обучению грамоте
0,5
2
18
0,5
2
36
1
4
36
1
4
36
Осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности взрослых и детей
Чтение художественной
литературы***
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
Сенсорные эталоны и
Познавательно-исследовательская деятельность осуществляется
познавательные
Череду
через реализацию проектной деятельности, экспериментирования
действия
ются
0,5
2
18
05
2
18 (в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной
(экспериментирование) между
деятельности, режимных моментах)
собой
Математические
представления
Окружающий мир
Природа
Череду
ются
между
собой
Приобщение к искусству
Рисование
Народное декоративноприкладное творчество
прикладное творчество
(объемные поделки из Череду
разных материалов, в
ются
том числе природных, между
собой
элементы оригами
лепка
аппликация
Череду
ются
между
собой
Конструктивная
деятельность
Музыкальная деятельность
0,5
2
18
05
2
18
1
4
36
1
4
36
1
4
36
0,5
2
18
05
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
05
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
Художественно-эстетическое развитие****
Реализуется в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности, а так же во
взаимодействии с семьями воспитанников
1
4
36
05
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
-
-
-
05
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0,25
1
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,25
1
9
0,25
1
9
0,25
1
18
0,5
2
18
-
-
-
0,5
2
18
0,5
2
18
0,25
1
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,25
1
9
0,25
1
9
0,25
1
18
0,5
2
18
2
8
72
2
8
72
2
8
72
2
8
72
2
8
72
Реализуется в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности, а так же во
Театрализованная
взаимодействии с семьями воспитанников
деятельность, культурнодосуговая деятельность
Социально-коммуникативное развитие (игровая, коммуникативная, речевая деятельность)*
Социальные отношения
Реализуется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной
деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников
Реализуется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности взрослых и детей, в
Трудовое воспитание
самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников
Формирование основ
гражданственности и
патриотизма
Формирование основ
безопасного поведения
-
-
-
Реализуется во взаимодействии взрослых и детей
Реализуется во взаимодействии взрослых и
0,5
детей
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
-
-
2
18
0,5
2
18
Програкмма"СамоЦвет"
Коммуникативная,познаватель Реализуется в сочетании с обязательной частью освоения образовательной программы дошкольного образования
но-исследовательская,
МКДОУ
двигательная, игровая
деятельность программа
Парциальная
1
4
36
1
4
36
«Мир Без опасности»
10/100 40/400 360/360 10/150 40/600 360/54 10/200 40/800 360/720 13/325 52/130 468/117 15/450 60/1800 540/162
Итого занятий/минут
0
00
0
0
00
00
Максимально допустимый
объем образовательной
100мин
150мин
200мин
325мин
450мин
нагрузки в неделю по
СанПин
Количество занятий в день
2
2
2
3
3
*Третье физкультурное занятие для детей дошкольного возраст в проводится на прогулке в форме спортивных игр, праздников,
развлечений, и как обучение сезонным видам спорта, если позволяют климатические условия.
**Самообслуживание, формирование культурно-гигиенических навыков и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей
***Чтение художественных произведений и заучивание наизусть осуществляется в ходе режимных моментов, и в совместной
деятельности взрослых и детей, согласно образовательной программе дошкольного образования МКДОУ