Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра

№

Содержание

Стр.

I

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

3

1.1

Цели и задачи реализации адаптированной образовательной Программы

3

1.2

Принципы и подходы к реализации Программы

4

1.3.

Особенности развития детей с РАС

6

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

7

II

Содержательный раздел

12

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями
ребенка

развития

12

2.2.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

19

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

23

2.4.

Программа коррекционной работы с детьми с РАС

25

2.5.

Вариативные формы, методы и средства реализации Программы

35

III

Организационный раздел

37

3.1.

Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

37

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

38

3.4.

Организация режима пребывания детей в ДОО

38

I Целевой раздел
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования детей с
расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для категории
детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами
аутистического спектра (далее – «Программа») МКДОУ «Бугалышский детский сад №2»
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
Основной образовательной программы МКДОУ «Бугалышский детский сад №2»
В соответствии с ФЗ « Об образовании» категория детей с инвалидностью, задержкой психического развития,
общим недоразвитием речи относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье 2
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дается понятие обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Программа сформирована с учѐтом особенностей дошкольного образования, содержания и организации
образовательного процесса на уровне дошкольного образования как фундамента последующего обучения,
определяет и обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учѐтом их психолого-возрастных и
индивидуальных особенностей, определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса
для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий
воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством
2

индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка с расстройствами
аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную
социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую
деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстника

3

Цель достигается путем решения следующих задач в соответствии с ФГОС ДО:
 охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с РАС, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
 создания благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
 объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
 формирования общей культуры личности детей с РАС, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
 обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм
дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей с РАС;
 формирования
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей с РАС;
 разработка и реализация адаптированной образовательной АООП для ребенка с РАС;
 обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с РАС, повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Адаптированная образовательная программа ДО ребенка с расстройством аутического спектра содействует
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов,
способствует реализации прав ребенка с ОВЗ дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений,
обеспечивает развитие способностей, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в
4

семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и
интересов.
Принципы и подходы к реализации Программы
В соответствии со ФГОС ДО АООП базируется на следующих принципах:
o
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа
в общем развитии человека.
o
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка.
o
Дифференцированный подход к построению АООП для детей, учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания разных

5

вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
o Реализация АООП в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в
форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
o Специфические принципы и подходы к формированию Программы:
o Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных интересов
ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и предоставляет ему
возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать
контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная книга, кусок ткани,
блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность включать ребенка в элементарную
совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.
o Принцип системности коррекционных, воспитательных и развивающих задач обеспечивает
стимулирование и обогащение содержания развития ребенка при моделировании реальных жизненных
ситуаций.
o Принцип комплексности методов коррекционного воздействия подчеркивает необходимость
использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала коррекционной педагогики и
специальной психологии при реализации Программы для детей с РАС.
o Принцип усложнения программного материала позволяет реализовывать Программы на оптимальном
для ребенка с РАС уровне трудности. Это поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему
испытать радость преодоления трудностей.
o Учет объема, степени разнообразия, эмоциональной сложности материала
o обеспечивает постепенное увеличение объема программного материала и его разнообразие.
o Принцип сочетания различных видов обучения: объяснительно-иллюстративного, программированного
и проблемного обучения способствует развитию самостоятельности, активности и инициативности
ребенка.
o Принцип интеграции образовательных областей. Каждая из образовательных областей, выделенных в
образовательной программе (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), осваивается при интеграции
6

с другими областями.
o Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в реализации
Программы. Система отношений ребенка с РАС с близкими взрослыми, особенности их
межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления
являются важной составляющей в ситуации развития ребенка. Поэтому, приступая к разработке
Программы, следует учитывать, что ее реализация будет значительно эффективней при участии в ее
реализации ближайшего социального окружения ребенка.
o Принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов заключается в обеспечении широкого
видения проблем ребенка командой специалистов, в которую входят воспитатели, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, педагогпсихолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др., их способности обсуждать проблемы при
соблюдении профессиональной этики в единстве профессиональных ценностей и целей.

7

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционноразвивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Особенности развития детей с расстройством аутического спектра (РАС)
В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autos — сам), имеющие сложные симптомы
социальных, коммуникативных и поведенченских нарушений. Для этих детей характерны уход в себя,
отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов,
нарушения поведения. Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает
сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями
расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие,
которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные
генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика
аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков:
равнодушия, отчужденности (ребенок проявляет полное безразличие к своим сверстникам;
пассивности (ребенок стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет
активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы;
эхолалии (бессмысленного повторения фраз, слов);
стереотипных действий (повторяющихся, навязчивых движений).
У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от
реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов.
Выделяют четыре основные группы детей с аутизмом.
К 1 группе относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые
нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, у них, как
правило, не наблюдается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны,
почти не владеют навыками самообслуживания. В условиях интенсивного психолого-педагогического
сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать.
Дети 2-й группы отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми 1-й группы. Но
8

страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом. Аффекты, протест вызывают изменения в поведении
даже в привычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции. Это
могут быть повторяющиеся движения (перебежки, бег по кругу), сенсорные действия (подергивание уха,
закручивание ленточек, нюханье флакончика), речевые стереотипии (повторение фраз, стихов, припевов). Можно
предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впечатления от
ближайшего окружения. Некоторые дети болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты
вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психологопедагогическом сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе
общеобразовательной или вспомогательной школы.
В 3-ю группу выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному.
Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь,
чем у детей 1-й и 2-й групп, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно
организованном психолого- педагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе.
4-ая группа. У этих детей менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы.
Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей. Такие дети остро реагируют на резкие
замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко
обнаруживают одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеобразовательной школе.
Категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся
нарушения:
стремление к изоляции,
странности в поведении,
манерность.
Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход
может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в
понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни; они
нуждаются в лечении и обучении одновременно.

9

Планируемые результаты освоения Программы
При планировании результатов освоения Программы детьми с РАС следует учитывать индивидуальные
особенности развития конкретного ребенка и особенности его взаимодействия с окружающей средой.
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;-формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.

10

II Содержательный раздел
АООП ДО реализуется в различных формах: индивидуальное занятие, групповая работа или мини-группы, отработка навыка в
повседневной деятельности, в режимных моментах, формирование навыков в рамках непосредственно-образовательной деятельности,
формирование навыка в рамках самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности и в играх с другими детьми и т.д.
Для обучающихся с РАС предусмотрен гибкий режим посещения образовательной организации. Гибкий и постепенный
характер включения ребенка с РАС в образовательный процесс обеспечивается последовательностью следующих этапов:
подготовительный этап, частичное включение, полное включение.
.Образовательные области АООП ДО.
Каждая ступень Программы включает коррекционно-образовательную работу и работу по пяти образовательным областям,
определенным ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие.
Структура реализации образовательного процесса
Основной формой обучения являются занятия (индивидуальные, подгрупповые). Занятия проводятся в определенной системе в
соответствии с разделами Программы:
занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
занятия по формированию элементарных математических и сенсорных представлений;
занятия по обучению игре;
занятия по подготовке к обучению грамоте;
занятия по конструированию.
Содержание педагогической работы с детьми с РАС определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия,
которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста.
Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.
Коррекционно- развивающая работа проводится в процессе занятий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетноролевых и театрализованных игр,коллективного труда и т.д
Особенности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС состоит в необходимости индивидуального и
дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата

11

к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.
Социально-коммуникативное развитиев области социально-коммуникативного развития необходимо:
– постепенное подключение взрослого к механическим движениям ребенка(совместное рисование, игры с водой и др. с
привлечением внимания ребенка к действиям взрослого) и наполнение этих движений новым содержанием эмоционального общения;
– использовать простые инструкции короткие, подкрепленные показом предмета(«Идем одеваться» – показать сапоги, «Идем
есть» – показать ложку), соответствующие реальному эмоциональному возрасту ребенка;
– при необходимости – постепенно преодолевать страхи, панические реакции,агрессии, самоагрессии;
– формировать социально-приемлемое выражение радостного возбуждения,реакции на запрет и отказ;
– развить способности принятия помощи взрослого и включения в элементарную совместную деятельность;
– выстраивать отношения с близкими людьми.
Познавательное развитиев области познавательного развития необходимо:
– наполнять новым содержанием элементарную деятельность ребенка (движение по комнате, перелистывание книги,
раскачивание на качелях и др.);
– наполнять новым содержанием обследование ребенком окружающих предметов(крутит колеса, стучит, нюхает, тащит в рот и
т.д.) и проигрывать элементарный сюжет;
– формировать стереотипы бытовых навыков и их постепенно разворачивать в новых для ребенка ситуациях;
– поддерживать регулярное чередование событий дня и их предсказуемости,регулярно проговаривать распорядок дня,
обучать работе с календарем;
– увеличивать продолжительность сосредоточения на разнообразных занятиях,расширять спектр деятельности;
– помогать ребенку устанавливать связи между отдельными впечатлениями и их эмоциональным смыслом с опорой на значимые
для ребенка детали из его жизни;
– обучать деятельности ребенка в специально-организованном пространстве;
– адаптировать ребенка и снижать уровень его тревожности в новой среде;
– при необходимости – использовать сенсорные стимуляторы, повышающие эмоциональный тонус (подбираются
индивидуально): игры с водой, песком, красками и др.
Речевое развитие в области речевого развития необходимо:
– постепенно переводить речевые аутостимуляции (повторяет слова, скандирует и т.д.) в осознанное произнесение слов и фраз;
– использовать имеющиеся вокализации ребенка для внесения звуков в смысловой контекст происходящего в настоящий момент;
– стимулировать речевую активность на фоне эмоционального подъема.

12

Художественно-эстетическое развитиеВ области художественно-эстетического развития необходимо:
– использовать игры с художественными материалами, приятными и интересными для ребенка: пальчиковые краски, масса для
лепки, толстые фломастеры и карандаши и т.д.
– использовать различные ритмические орнаменты;
– использовать ритмическое звучание музыкальных инструментов (обратить внимание на то, что дети могут испытывать
дискомфорт от звучания некоторых инструментов)
Физическое развитие в области физического развития необходимо:
– постепенно подключать ребенка к совместной деятельности с взрослым (прыгать,бегать, кидать друг другу мяч и др.);
– формировать элементы подражания движениям взрослого;
– приучать ребенка к играм с интересным для него спортивным инвентарем;
– учить осознавать опасность (например, при прыжках с высоты) и формировать,при необходимости, «чувство края» (в том числе
– с помощью искусственного ограничения).

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Характер взаимодействия со взрослыми.
При включении обучающегося с РАС вобразовательный процесс соблюдается постепенность. Педагог заранее знакомится с
ребенком и его родителями, узнает особенности поведения, общения, привычки и интересы. Взрослый становится гарантом
безопасности и стабильности для ребенка с РАС в детском саду. Взрослый помогает ребенку адаптироваться в новой обстановке,
понять устройство помещения образовательной организации, группы, спальни, залов и кабинетов, познакомиться с детьми. Вначале
ребенок может находиться в группе неполный день.
В процессе образовательной деятельности основной задачей взаимодействия взрослого с ребенком с РАС является перенос
формирующихся навыков в различные социальные контексты. Это реализуется при следующих условиях:
– каждая ситуация рассматривается взрослым как возможность для построения взаимодействия с ребенком,
– взрослый внимательно относится к поведению и эмоциональным реакциям ребенка,
– налаживание взаимодействия основывается на актуальных интересах ребенка,
–взаимодействиеосуществляетсявходесовместнойдеятельности:коммуникативно-речевой,
предметной,
игровой,
конструктивной, изобразительной и др.
Взрослыми специально организовывается работа, направленная на устранение или уменьшение проявления нежелательного
поведения ребенка с РАС. Проблемное поведение подвергает риску самого ребенка и/или его окружение и затрудняет общение и

13

включение в социальную среду. Оно может проявляется в виде истерики, агрессии (вербальная, физическая), аутоагрессии, отсутствия
реакции на просьбы, требования, аутостимуляции, неусидчивости, нарушения внимания, импульсивности, нежелания сотрудничать.
Часто причиной такого поведения может быть повышенная тревожность, неумение ребенка объяснить свое состояние или желания
социально-приемлемым способом (например – головная боль, голод, жажда) Крик или агрессия иногда могут быть единственным
способом, с помощью которого он может выразить просьбу, то есть средством коммуникации.
Педагог определяет, с какой целью ребенок использует определенное поведение. Для этого проводится наблюдение за
событиями, которые происходят до проблемного поведения и после. Проанализировав данные события, значительно снижаются
качественный и количественный уровни проблемного поведения. Для этого используются следующие способы:
Взрослый обучает ребенка выражать свои просьбы (вербально и невербально), а именно: просить предмет, действие,
прекращение действия, перерыв, помощь, выражать отказ. При общении ребенка с РАС с другими детьми, взрослый помогает ребенку
с помощью подсказок.
Взрослый создает специальные ситуации для развития возможности ребенка играть самостоятельно. Они основываются на
актуальных интересах ребенка. Интересы выявляются путем наблюдения за ребенком, бесед с ним и с родителями. Обогащение
окружающей среды и появление новых интересных занятий позволяют уменьшить частоту аутостимуляций и снизить мотивацию для
привлечения внимания.
Взрослый помогает ребенку включиться в занятия.
Обучающемуся с РАС организуется помощь взрослого и для выстраивания взаимодействия с другими детьми, отношений с
миром и самим собой. Он является проводником ребенка в детское сообщество.
Для взаимодействия с другими воспитанниками взрослый дает вербальную подсказку, которая поможет ребенку с РАС
продолжить беседу, попросить о чем-либо словами, поощрять за самостоятельное использование слов, предложить детям поиграть во
что-нибудь другое при отказе, учить и поощрять сверстников ребенка с РАС за сотрудничество с ним, инициировать детей обращаться
к ребенку с просьбой.
Припланировании работы по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей учитывается установки родителей на понимание
особенностей ребенка и подходы к его воспитанию.
Педагоги соблюдают определенные условия для выстраивания партнерских отношений с родителями:
Проявляют уважение к родителям.Уважение выражается в профессиональнойпозиции педагога, признающего достоинства
личности, ценности и значимости родителей.
Проявляютэмпатию, понимание к проблемам семьи ребенка с РАС.
Понимания и соблюдение собственных прав и прав родителей.Не первое место привзаимодействии педагогов с родителями
выходят такие права как: право на собственное мнение и собственный выбор, право на информацию, право на уважение, право просить
о помощи, право получать признание и т.д.
14

Распределение ответственностимежду педагогами и родителями предупреждает взаимное обвинение друг друга,
перекладывание ответственности и уход от нее.
Главные задачи взаимодействия с семьями детей с РАС, на решение которых направлена Программа, это систематическое
формирование осознанного родительства, родительской компетентности, максимальное вовлечение родителей в жизнь детского сада,
содействие совместной деятельности родителей и детей.
Во взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников с РАС выделяются две основные форма:
- включение семьи в процесс реабилитации (групповая или индивидуальная работа с родителями).
- повышение образовательного уровня семьи ребенка и объяснения им перемен, происходящих с ребенком и семьей в процессе
реабилитации.

15

Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам.
Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является
важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность
детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной
инициативной деятельности:
самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
самостоятельные опыты, эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений,
способов деятельности в личном опыте;
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед
детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять
детскую инициативу;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость,
равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его
сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в

аналогичном случае;
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать
рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Приход ребенка с РАС в дошкольную образовательную организацию связан с изменением его статуса.
Педагог помогает детям с РАС осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду.
Такие мотивы, как «Мы заботимся о малышах», «Мы - помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и
многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность дошкольников с РАС на решение новых,
значимых для их развития задач. Педагог придерживается следующих правил. Не нужно при первых же
затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без
помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы,
активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность
самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной
задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них
чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или
принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный
результат с позиции цели.
Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. При этом воспитатель
использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел:
опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты. Высшей формой самостоятельности детей является
творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих
ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном
труде, словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни дошкольников в детском саду.
Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного
определения замысла, способов и формы его воплощения.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной
активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма- схемы, детали каких-то устройств,
сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.
17

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания.
«Почему это так происходит?», «Что будет, если..?», «Как это изменить, чтобы..?», «Из чего мы это можем
сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно
присутствуют в общении педагога со старшими дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов»
появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из
космоса», таинственные письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами, детали технических устройств,
зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать,
анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

18

Программа коррекционной работы с обучающимисяc РАС (содержание образовательной деятельности
по профессиональной коррекции).
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Значение социально-коммуникативного развития для обучающегося с РАС заключается, прежде всего, в
формировании определенных личностных свойств, потребностей, способностей, элементарных представлений и
практических умений, которые обеспечивают ребенку жизнедеятельность и помогают осознать, как следует себя
вести, чтобы общаться с другими, чувствовать себя по возможности комфортно.
Рекомендуемые подвижные игры: «У медведя во бору», «Филин и пташки»,«Горелки», «Пятнашки»,
«Лапта», «Ловишка в кругу», «Коршун», «Пчелки и ласточка», «Стадо», «Городки»; «Яблоня», «Снеговик», «Как
мы поили телят», «Маленький кролик», «Самолет», «Клен», «Ракета», «Золотая рожь», «Машины», «Гусеница».
Рекомендуемые настольно-печатные игры: игры«Маленькие художники», «Загрибами», «Аквариум»,
«Катины подарки»; домино «Виды транспорта», «Детенышиживотных», «Ягоды»; лото «Домашние животные»,
«Твои помощники», «Магазин», «Зоологическое лото»; игры-«ходилки» «Собери яблоки», «Радуга», «Путешествие
Колобка» и др.
Рекомендуемые сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доммод», «Парикмахерская»,
«Детский сад», «В поликлинике», «Айболит», «Моряки», «Почта», «В магазине», «Строим дом», «Шоферы», «В
самолете», «На границе» и др.
Рекомендуемые сказки для проведения театрализованных игр: «Заюшкинаизбушка», «Гуси-лебеди», «Три
медведя».
Рекомендуемые игры и виды театрализованной деятельности: импровизация,инсценировка
стихотворений, игра с воображаемыми предметами, драматизация с использованием разных видов театра
(кукольный, бибабо, плоскостной, теневой, ролевой).
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Центр сюжетно-ролевой игры в групповом помещении
Трудовая деятельность
Совершенствовать навыки самообслуживания.
Направления коррекции социально-коммуникационного развития обучающегося сРАС
19

С целью преодоления трудностей социально-коммуникационного развития у обучающегося с РАС
определяются уровни, направленные на содержательную последовательную психолого-педагогическую работу в
этомнаправлении:
Уровень 1 - Выделение себя из окружающей среды
Уровень 2 - Допуск другого человека в свое пространство
Уровень 3 - Становление социального взаимодействия
Уровень 4 - Способность конструктивно влиять на окружающую среду;
Уровень 5 - Способность к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением).
Образовательная область «Речевое развитие»
Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, так как к способности ребенка с РАС
свободно общаться стоит стремиться. Эта работа строится через коррекционную работу по данному направлению.
Обучающиеся с
РАС не пользуются языком вообще, все дети имеют сложные и социально коммуникативные трудности(мутизм).
Тем не менее, дети понимают элементарную обращенную к ним речь окружающих, находятся на
довербальном уровне развития коммуникации либо на уровне первых слов. Уровень развития понимания речи у
данной группы детей предусматривает использование педагогом ситуативных, паралингвистических «подсказок»
(жесты, интонация, указывая взглядом), что является просто необходимыми для взаимопонимания
Направления коррекционной работы в области речевого развития
Для преодоления трудностей речевого развития у обучающегося с РАС спектра планируется семь
взаимосвязанных направлений работы (развитие довербальной коммуникации, понимания речи, развитие речи на
уровне первых слов, комбинации слов, предложений, связной речи и альтернативные методы коммуникации).
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал.
Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений
окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса кактивному использованию
речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по
20

всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание
обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных
приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными
глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по
вопросам какой?какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением
соотнесенности с продуктам питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными,
прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи словсинонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий,
количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Обеспечить дальнейшее усвоение и
использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми
предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского иженского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в
экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
существительных с суффиксами -онок,-енок, - ат-, -ят-,глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные
прилагательные.
Совершенствовать
навык
согласования
прилагательных и
числительных
с
существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации
21

действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого
двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого
голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с
движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция звуковой культуры речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать
поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Развитие связной речи
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную
речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать
друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу,
предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по
предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение
«оречевлять» игровую ситуацию и на этой основеразвивать коммуникативную функцию речи.
Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Поднимисигнал», «Слушай и считай»,
22

«Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и
забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?».
Рекомендуемые
картины для
рассматривания иобучения
рассказыванию: «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «Впекарне», «Зима в городе», «Мы
дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком»,
«Лошади и жеребята» и др.
Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
Образовательная область «Познавательное развитие»
Особенности познавательного развития у обучающихся с РАС.
Обучающиеся с РАС не понимают поведение и эмоции других и не могут их предвидеть, им также трудно
осознать и выразить личную мотивацию, чувства, мысли. Они практически не понимают своей роли в любой
ситуации. Так, когда ребенок с РАС бьет другого ребенка, он не осознает, что делает ему больно.
При этом, ребенок с РАСможет быть гипер- или гипочуствительный в определенных сенсорных стимулах.
Как пример гиперчувствительность глаз: раздражители, которые действуют на глаза, доминируют, а это означает,
что количество «частей пазла» слишком велико. В этом случае важно знать, как проявляются у ребенка подобные
симптомы, поскольку это может помешать дальнейшему познавательному развитию.
Для обучающихся с РАС характерны трудности, связанные с генерализацией знаний. Ребенок изучив, что
геометрическая фигура зеленого цвета - это квадрат, может не воспринимать за квадрат такую же геометрическую
фигуру красного цвета. Могут возникать трудности относительно перенесения этих знаний на реальные предметы и
действия с ними. Ребенок с аутизмом с большими трудностями использует навыки, которыми он ранее овладел,
примерно в такой же ситуации. Чтобы ими воспользоваться, необходимо, чтобы ситуация для ребенка была
идентичной до мельчайших деталей.
Сенсорное развитие.
Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами. Развивать глазомер в специальных
23

упражнениях и играх.
Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по
заданному признаку.
Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть
оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при
сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.
Развитие психических функций.
Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание
нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей, громкие и тихие, высокие и
низкие звуки.
Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов)
и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или
нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Слушай внимательно» (звучание
нескольких игрушек), «Угадай-ка» (высокие и низкие звуки), «Петушок и мышка» (тихие и громкие звуки), «Сложи
радугу», «Помоги гномам» (цвета спектра), «Геометрическое домино», Геометрическое лото», «Круглое домино» и
др.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда.
Формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность
Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках,
родном городе и его достопримечательностях.
Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать
Родину.
24

Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада.
Закреплять и расширять представления о профессиях работников детского сада. Формировать представление
о родословной своей семьи. Привлекать к подготовкесемейных праздников. Приобщать к участию в совместных с
родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых
они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества
предметов, определять цвет, величину, форму.
Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об
инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам. Формировать первичные
экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинноследственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять
представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.
Систематизировать знания о временах года и частях суток. Формировать первичные представления о космосе,
звездах, планетах. Рекомендуемые опыты и эксперименты: «Прятки в темноте», «Поймай ветер», «Ветер теплый и
холодный», «Погремушки», «Мир меняет цвет», «Тонет-не тонет», «Льдинки», «Поймай солнышко», «Солнечные
зайчики», «Как поймать воздух», «Музыкальные звуки», «Город из песка», «Пляшущие человечки», «Секретики»,
«Искатели сокровищ», «Хитрая лиса», «Золотой орех», «Минеры и саперы», «Умные» классики»
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Центр науки и природы в групповом помещении
Развитие математических представлений.
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного
и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы:
«Сколько всего? Который по счету?». Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в
пределах 10.
Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разнымиспособами.
25

Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.
Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части.
Учить называть части, сравнивать целое и часть.
Формировать представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления
счета.
Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной
меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными
(выше,ниже,шире,уже,длиннее,короче).
Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.
Учить измерять объем условными мерками.
Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры
(круг,овал,квадрат,прямоугольник,треугольник,шар,куб,цилиндр),узнавать их форму в предметах ближайшего
окружения.
Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.
Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Формировать навыки ориентировки
по простейшей схеме, плану. Учить пониматьи обозначать в речи положение одного предмета по отношению к
другому.
Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности.
Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Монгольская игра», «Колумбово
яйцо», «Куб-хамелеон», «Уголки»; «Найди недостающую фигуру», «Найди такую же»,«Заполни пустые клетки»,
«Кубики для всех», «Собери лестницу», «Найди выход»,«Поймай пингвинов», «Лучший космонавт»,
«Вычислительная машина»; «Лови, бросай,дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи», «Неделя, стройся!»;
«Гном строит дом»,«Кот и мыши», «Гусеница», «Винни-Пух и его друзья»; «Найди кубик с таким
жерисунком»,«Измени количество», «Измени фигуру дважды», «По ягоды», «На лесной полянке», «Белые
кролики», «Сложи фигуру», «Считаем и размышляем», «Клоуны» и др.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Центр математического развития
26

Направления коррекционно-развивающей и обучающей работы
Основой разработки содержания на направление познавательного развития для детей с РАС стало достояние
мировой практики и опыта. В этом контексте выделены пять уровней последовательной работы с аутичными
детьми:
1 Уровень - Чувственный опыт;
2 Уровень - Знания о предмете;
3 Уровень - Знания о свойствах предмета;
4 Уровень - Знания о связях между предметами, взаимоотношение;
5 Уровень - Знания о последовательности, причину и следствие действий и событий.
Каждый из указанных уровней решает определенные задачи и становится основой для дальнейшего
познавательного развития детей с РАС.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Уровни художественно-эстетического развития обучающихся с РАС.
Содержание и задачи этапов художественно-эстетического развития обучающихся с РАС
Уровень Содержание

Характерные
проявления

1

2

Чувствительность к
художественноэстетическим
средствам
увствительность к
художественноэстетическим
средствам
Появление

Способность
реагировать на
ритмичные,
вокальные,
двигательные
проявления,
допускать
определенные звуки и
прикосновения
Способность к

Учебныезадачи
Формировать навыки
действовать вместе с другими
детьми; развивать
танцевальные, игровые
действия с предметами

Формировать

27

Коррекционныезадачи
Преодолевать гиперфокус
внимания, распространять диапазон
восприятия сигналов окружающей
среды, развивать способность
визуального контакта;
формировать
взаимодействие
между
зрительным,
слуховым и
тактильным
анализаторами
Развивать

отклика ребенка
на обращение к
нему средствами
искусства

3

4

Расширение
спектра
художественноэстетических
действий ребенка
Способность к
участию в

подражанию
определенных
звуков и
действий, а
также умение
повторять те или
иные движения
во время
слушания
музыки или
пения
Способность
улавливать ритм
музыки и
подстраиваться
под него;
возможность
играть и петь
вместе с
другими,
подхватывать (с
помощью
специалиста)
ритмичные и
вокальные
проявления,
способность
внимание на
контекст
ситуации
Возможность
переключения

способность
действовать по
образцу,
подражанию
простые движения,
учить выполнять
инструкцию

Формировать
представление о
произведениях
музыкального и
театрального
искусства;
формировать
способность к
подражанию в
целом; развивать
способность к
функционированию
руки как органа
самостоятельного
целенаправленного
действия.

Развивать
способность

28

способность
поддерживать
визуальный
контакт;
развивать
кинестетическую
систему;
формировать
зрительномоторную
координацию
Корректировать
стереотипные
проявления;

Достигать
интеграции

занятиях
художественноэстетической
направленности
вместе с другими

5

Художественноэстетическая
активность
ребенка,
способность к
совместной
деятельности

внимания,
способность
участвовать в
совместной
деятельности и
осваивать
определенные
формы
художественного
поведения или
определенные
навыки
Достаточный
объем внимания,
способность
усматривать
контекст
ситуации;
инициатива в
контакте;
желание
осваивать новые
умения

наблюдать за
действиями
взрослого и
выполнять действия
с подражанием и
показом;
формировать
способность к
совместному и
самостоятельному
выполнению
действий с
предметами
Формировать
умение расширять,
систематизировать
представление об
окружающей среде
и собственное «Я»;
формировать
целенаправленный
характер действий,
способность к
самоорганизации

Музыкальное развитие
Слушание (восприятие) музыки
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес к ней.
Рекомендуемые музыкальные произведения для слушания:

29

психических
процессов;
способствовать
становлению
социальных
функций
ребенка

Развивать
зачатки
пластичности и
выраженности
двигательных
проявлений,
способность к
вокальнопластическому
самопроявлению

П. Чайковский «Утренняя молитва», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Старинная французская песенка»,
«Марш деревянных солдатиков», «Полька»; М. Глинка «Детская полька»; Н. Римский- Корсаков «Колыбельная»; Р.
Шуман «Первая потеря», «Смелый наездник»; Д. Шостакович «Марш», «Шарманка»; Д. Кабалевский «Походный
марш», «Клоуны», «Вальс»; Г. Свиридов «Колыбельная», «Парень с гармошкой».
Восприятия художественной литературы.
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений,
формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к
прочитанному.
Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи,
участвовать в инсценировках.
Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания
иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных природой.
Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Рекомендуемая художественная литература. Русские песенки,потешки,загадки.Русские народные сказки
«Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К.Д. Ушинский
«Пчелки на разведках, «В лесу
летом»; Л. Толстой «Косточка»; В. Маяковский «Кем быть?», «Доктор Айболит»; С. Маршак «Двенадцать
месяцев», Почта»; К. Чуковский «Мойдодыр»; Н. Сладков «Осень на пороге»; Н. Носов «Живая шляпа»; Е. Пермяк
«Как Маша стала большой»; Б. Житков «Кружечка под елочкой»; Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу»; В. Зотов
«Дуб», «Клен»,«Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисички», «Мухомор», «Подберезовик»,«Снегирь», «Клестеловик», «Божья коровка», «Кузнечик», «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья»; С. Воронин
«Чистопородный Филя», Л. Воронкова «Таня выбирает елку», К. Булычев «Тайна третьей планеты»; Ш. Перро
«Золушка», «Кот в сапогах»; Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Стихи А. Пушкина, С. Михалкова, А.
Прокофьева, И. Токмаковой, Е. Благининой, Г. Горбовского, Е. Стюарт, Ю. Тувима, Л. Татьяничевой, О.
Высотской, Б. Заходера, З. Александровой.

30

III Организационный раздел
Требования к условиям получения дошкольного образования воспитанниками с РАС представляют собой
интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации Программы
ДОУ, и
структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных
требований направлено на создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для
воспитанников с РАС, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое
качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей
(законных представителей), гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья
воспитанников.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие
обучающегося с РАС в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
направленность на целостное развитие (главные ориентиры развития - психомоторный, социальный и
общий интеллект);
становление социальных качеств как приоритетное направление развития, которое является стержнем во
всех видах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
организация коррекционно-развивающих и обучающих занятий в условиях индивидуального обучения;
оценка эффективности образовательного процесса по показаниям индивидуального развития ребенка
(индивидуальная коррекционно-развивающая программа);
последовательная работа с семьей.
Специальные образовательные условия по группам РАС.
Первая группа РАС.
1. Обучение по АООП ДОс РАС, получающими образование, несопоставимое по итоговым достижениям с
образованием сверстников, не имеющих ограничения здоровья. / Обучениепо АООП ДО с учетом психофизических
особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с РАС.
2. Очная форма.
3. Индивидуальные/подгрупповыезанятия: педагогом-психологом,
31

учителем-логопедом, учителем-дефектологом
Дополнительные условия: наблюдение психиатра.
Вторая группа РАС.
Обучение по АООП ДО с РАС, получающими образование, сопоставимое по конечным достижениям с
образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. /
Обучение по АООП ДО с РАСс учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с
РАС.

1. Очная форма
2.Индивидуальные занятия: с педагогом-психологом, учителем- логопедом, учителем-дефектологом.
Дополнительные условия: наблюдение психиатра.
Третья группа РАС.
1. Обучение по АООП ДОс РАС, получающими образование, сопоставимое по конечным достижениям с
образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки /
Обучение по с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка АООП ДО с РАС.
2. Очная форма.
3. Режим — полный/неполный день.
4.
Индивидуальные/подгрупповыезанятия:с
педагогом-психологом,
учителем-логопедом, учителемдефектологом.
Дополнительные условия: сопровождение психиатра.
Четвертая группа РАС.
1. Обучение по АООП ДОс учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с
РАС / Обучение по АООП ДОс РАС, получающими образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по здоровью и
в те же сроки..
2. Очная форма.
3. Режим — полный/неполный день.
4. Индивидуальные/групповые
занятия:
с
педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителемдефектологом.
32

5. Срок повторного прохождения ПМПк по запросу ПМПк.
Дополнительные условия: наблюдение невролога/психиатра.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее по тексту – РППС) ДОУ полностью
обеспечивает реализацию Программы.
РППС среда ДОУ содержательно-насыщена,трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и
безопасна.
Насыщенность
средысоответствует
возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе,
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Для детей с РАС: есть сенсорной центры (пластилин флюоресцентный, светильник ультрафиолетовый для
лампы, лампа ультрафиолетовая, , краски сенсорные, мольберт прозрачный, столик на ножках для рисования
песком , подсветка белая, сенсорная тропа для ног, массажный коврик, волшебная нить , сенсорный уголок большой
для воздушно-пузырьковой трубы, фильтр цветной для световой пушки.
В групповых помещениях: песочница , сухой бассейн.
Материально-техническое обеспечение Программы.
Большая роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса детского сада отводится
материально-техническому обеспечению ДОУ и оснащѐнности образовательного процесса. Материальнотехническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ соответствуют санитарногигиеническим требованиям. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей. Детский
сад представляет собой уютное и светлое помещение, где созданы и создаются все условия для благоприятного
пребывания детей. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного
33

эмоционального климата воспитанников. Во всем, что делается в детском саду, чувствуется любовь и душевная
забота сотрудников о своих воспитанниках.
В детском саду оборудованы:
Помещения:
• групповое помещение – 2
• музыкальный зал - 1
• физкультурный зал - 1
• медицинский блок –1
• методический кабинет – 1
• кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда -1
Все кабинеты оформлены и материально оснащены. Создание единой образовательной информационной среды
является одной из приоритетных задач развития образования в России. Дошкольное учреждение как часть социума
представляет собой динамическую систему, отражающую заказ общества и тенденции его развития. В работе ДОУ
вс1 более актуальным становится применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В ДОУ, для
обеспечения образовательного процесса, имеются технические средства обучения:
• мультимедийный проектор, экран – 1
 Телевизор
 Ноутбук
Перед ДОУ стоит задача, найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место
ИКТ в реализации ООП ДО, относительно которой у нас утвержден ФГОС ДО.
Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности
ребенка. Для России это:
 Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы»,
 Санитарные правила и нормы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для
ДОО».
На ранней стадии воспитания и обучения применение средств массовой информации (телевидение, видео и DVD),

34

просмотр и использование компьютера (ноутбука) не должно разрешаться для детей младше двух лет. Для детей
старше двух лет общее время, проводимое за экраном, должно быть использовано только для образовательной
деятельности. При этом используемые программы должны быть свободны от рекламы и брендов.
Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при использовании телевизора, заключаются в
следующем: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 6.11, 6.12, 12.20, 12.21.
Экран телевизора мы используем практически в каждом виде деятельности. Перед воспитателем детского сада,
освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной и творческой работы. (ФЭМП,
развитие речи, окружающий мир, рисование, обучение грамоте). Ноутбук позволяет моделировать такие
жизненные ситуации, которые мы нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни (н-р, профессия стеклодува,
свойства стекла).
Чтобы сохранить здоровье глаз мы используем простую гимнастику: рисование с помощью взгляда. Она
позволяет дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения зрения и даже укрепить
здоровье в целом.
Хорошие отзывы получают родительские собрания с использованием телевизора с ноутбуком (показ
презентаций, подборка фотографий).
Использование телевизора, конечно не без участия ноутбука, помогло нам значительно изменить развивающую
среду в группе. Уже само использование телевизора повышает интерес и внимание детей, формирует
мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность к последующим действиям.
Возможности ноутбука позволили увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Можно
отметить, что при этом значительно возрос интерес детей к знаниям, повысился уровень познавательных
возможностей.
Педагогу отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования ИКТ
в работе с детьми, их родителям, а также в процессе собственного профессионального роста. Использование ИКТ
не заменяет привычных ход работы, а является лишь дополнительным источником информации.
Организованная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда:
- инициирует познавательную и творческую активность детей,
- предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,
- обеспечивает содержание разных форм детской деятельности
35

Развивающая среда в группах построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей,
интересов детей. При создании предметно-развивающей среды учтены возрастные, индивидуальные особенности
детей с ОВЗ. Группа постепенно пополняются современным игровым оборудованием. Предметная среда всех
помещений оптимально
насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида
деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и
саморазвития, социализации и коррекции. В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению
помещений, так как среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Мебель и
игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В группе и
помещениях ДОУ созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной,
двигательной деятельности. Предметно-развивающая среда в группах постоянно обновляется, пополнена
достаточным количеством развивающих игр, много разнообразного дидактического материала.
Для воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы группа оснащена:
Мебель
• Столы детские
• Стулья детские
• 5-х секционный шкафчик для детей .
• Дидактический стол длинный
• Детская мебель игровая
Мягкий инвентарь:
• Напольное покрытие в игровой зоне.
Игры и игрушки
Конструкторы:
• Конструкторы пластмассовые разной величины и способов сцепки деталей.
Настольно-печатные, дидактические:
• На формирование элементарных математических представлений, логического мышления, сенсорных
эталонов, ориентировки в пространстве (пирамидки, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами,
катушками, набор цветных палочек, «Мой день», «Подбери по цвету и форме», «Домино» и т.п.)
• На формирование мелкой моторики и развитие речи (несколько видов мозаики, «Весѐлые истории», «Из чего
36

какое?» и т.п.).
• Динамические игрушки
• Спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, обручи, кегли, малая баскетбольная корзина, сухой бассейн
и т.п.).
• Разные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный и т.п.
• Художественная и методическая литература.
Наглядные пособия.
Организации режима пребывания детей с РАС
Режим дня МКДОУ «Бугалышский детский сад №2» устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20
Составляющие режима структуировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от
сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с 1 сентября по 31 мая. Летним периодом
(теплым) считается календарный период с 1 июня по 31 августа.
ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД
Режимный момент

Время

Утренний прием детей. Самостоятельная деятельность
Игровая деятельность. Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку. Завтрак
Игры двигательная активность
Подготовка к образовательной деятельности
Непосредственная образовательная деятельность
Двигательная активность. Самостоятельная деятельность
Игровая деятельность. Второй завтрак
Самостоятельная деятельность. Двигательная активность.

7.45 – 9.00
9.00 – 11.05

10.25 – 10.35

37

Подготовка к прогулке. Дневная прогулка
Наблюдения ( Опытно-экспериментальная деятельность)
Подвижные и малоподвижные игры
Игровая деятельность .Возвращение с прогулки .
Гигиенические процедуры .Подготовка к обеду. Обед

11.05 – 12.45

Дневной сон. Подъем. Закаливание. Ленивая гимнастика.
Гигиенические процедуры
Подготовка к полднику. Полдник

13.10 – 15.40

Непосредственная образовательная деятельность. Самостоятельная деятельность.
Игровая деятельность. Двигательная активность.
Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа. Чтение художественной литературы.
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой.

16.10 -16.40

12.45 -13.10

15.40- 16.10

16.40 -17.45

ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД
Режимный момент
Прием детей на воздухе
Самостоятельная деятельность, игры
Утренняя гимнастика на воздухе
Подготовка к завтраку, завтрак
Подготовка к прогулке, выход на прогулку
Непосредственно – образовательная деятельность на прогулке.
Прогулка
Возвращение с прогулки, игры, гигиенические процедуры

Время
7.45 - 8.15
8.15 - 8.25

Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, дневной сон
Подъем, Воздушные процедуры

12.40 - 13.10
13.10 - 15.00
15.00 - 15. 15

Подготовка к полднику, полдник

15.15- 15.30

8.25 - 8.55
8.55 - 9.10
9.10 - 9.40
9.40 - 12.20
12.20 - 12.40

38

Чтение
Прогулка: Уход детей домой

15.30 - 15.50
16.40-17.45

Ежедневная организация непосредственной образовательной деятельности детей 6-7
лет
Дни недели

Виды деятельности

Понедельник

1.Ознакомление с окружающим миром
2. Конструирование
3.Физкультура на прогулке
1.Математическое развитие
2.Развитие речи
3.Музыка
1.Основы грамотности
2.Рисование
3.Физкультура в помещение
1.Математическое развитие
2.Ручной труд
3. Физкультура в помещение
Коррекционно –развивающая (педагог- психолог)
1.Коррекционно –развивающая (учитель логопед)
2. Рисование
3.Музыка
ЧФУОО

Вторник
Среда
Четверг

Пятница

Время

39

9:10- 9:40
9:45- 10:15
10:20- 10:50
9:10- 9:40
9:45- 10:15
10:20- 10:50
9:10- 9:40
9:45- 10:15
10:20- 10:50
9:10- 9:40
9:45- 10:15
10:20- 10:50
9:10- 9:40
9:45- 10:15
10:20- 10:50
15:10 –15:40

Список информационных источников
Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.
М.: Теревинф, 2011.
Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2016.
Либлинг Е.Р., Баенская М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. М.:
Теревинф, 2013.
Обучение детей с расстройством аутистического спектра. / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. –
М.: МГППУ, 2012.
Особые
дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи:методическое пособие / под
ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной.- М.: ЛОГОМАГ,
Организация деятельности ПМПК в условиях развития инклюзивного образованияПод общ. Ред. М.М. Семаго,
Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.
Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос,
2014.
Интернет ресурсы
http://институт-коррекционной-педагогики.рф/ ФГБНУ «Институт коррекционной
педагогики РАО».
http://autism-wp.kspu.ru/ Международный институт аутизма. http://autism-frc.ru/ Федеральный ресурсный центр по
организации комплексного
40

сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.
http://obshestvo-dobro.livejournal.com/ Региональная общественная благотворительная организация Общество
помощи аутичным детям «Добро».

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».